В этом же Отчете предоставлены краткие сведения о работе отдельных музеев за первое полугодие 1923 года. Так, например, читаем про Армавирский музей: «Интерес к работе музея среди населения заметно растет, чему способствуют организуемые выставки /12 выставок, число посетителей коих 21022 человек/». Темрюкский музей «работает и ночью. Астрономическая вышка с имеющимся телескопом имеет особенный успех среди населения благодаря энтузиазму и любви к делу заведующего музеем». О работе Ейского музея сообщается следующее: «Посещаемость музея: январь-апрель – 3240 чел. При музее средствами Кубсельсоюза организован новый сельскохозяйственный отдел». О нашем музее сказано: «Кавказский музей приводит в порядок свои экспонаты, т.к. до января 1923 г. он был в свернутом состоянии. Посещаемость 450 чел. (февраль-апрель). Число экспонатов 1600».
В «Отчете о работе музеев за 1923 г.» (ФР 890 Оп.1 Д.2045) о нашем музее приведены такие сведения: «Кавказский музей гор. Кропоткина. Экспонатов 1600. Число посетителей 300. При музее имеется передвижка /выдача наглядных пособий и др./. Музей реорганизуется в краеведческий. Назначен новый штат. Приступлено к организации при музее общества краеведения».
В материалах «О личном составе музеев Северного Кавказа (списки, выписки из протоколов, удостоверения и др.) за 1924–1925 гг.» (ГАКК ФР 890 Оп. 1 Д. 2047) перечислено уже 13 музеев:
«1. Кубанский Художественный Музей им. Луначарского.
2. Кубанский Научный Музей.
3. Новороссийский Музей Природы и истории Черноморского побережья.
4. Геленджикский Музей.
5. Сочинский Музей Краеведения.
6. Таманская археологическая станция и музей.
7. Темрюкский районный музей.
8. Ейский Районный музей.
9. Кавказский Музей Краеведения. Завед. музеем Солодовников. Пом. завед. Алексеев.
10. Армавирский районный музей.
11. Майкопский районный музей.
12. Таганрогский музей имени Чехова.
13. Новочеркасский музей».
В «Смете расходов на содержание Кавказского районного музея краеведения в 1924–1925 гг.» (ГАКК ФР 890 Оп. 1 Д. 2046) расписана заработная плата, канцелярские и почтовые расходы, отопление и освещение, а так же приобретение литературы и учебно-научные нужды от 24.05.1924 г., за подписью Солодовникова.
Подтверждение того, что музей уже существовал в 20-е гг. XX века находится и в Государственном архиве города Армавира. Вот что пишет в «Докладной записке от 1 февраля 1922 г. за № 10» заведующая педагогическим музеем г. Кропоткина Прокопец: «Довожу до Вашего сведения, что мне, заведующей педагогическим музеем г. Кропоткина, Куб.-Черн. областное архивное управление, отношением от 25.11.1921 г., предложило организовать в г. Кропоткине Отдельское Архивное отделение Куб. Чер. Области». Далее в записке говорится о необходимости издания приказов о регистрации всех архивов относительно их назначения, о необходимости обследования всех учреждений и организаций с целью привести дела в порядок и сдать в архив. Также зав. музеем просит разрешения на сбор архивных материалов учреждений с начала 1920 г., т.к. «этот год является самым интересным и ценным годом в жизни Кавотдела и оставляет яркую и характерную картину того, как постепенно просачивалась новая струя в толщу старого быта. Дела погибают в Советских учреждениях, т.к. их едят крысы, ими растапливают печи, и самый ценный материал гибнет на наших глазах, его надо спасать, пока не поздно. Прошу Вашего разрешения о сдаче именно этих дел в архив (на основании Постановления Куб. Чер. … № 150 от 15.06.1920 г.). Дела поступят в архивы через 5 лет, едва ли они до этого времени уцелеют, тогда как в архиве они сохранятся для будущей работы. Зав. Пед. музеем Прокопец. (Песчаная 31. Музей)».
В работе нашего краеведа М.Ф. Чередника «Возникновение и развитие города Кропоткина» читаем, что при втором иногороднем одноклассном училище, ул. С.Целых, 41 (ранее ул. Песчаная), в 1914 году был открыт педагогический кабинет, зав. училищем и музеем был Батычко В.Я. (в 40-е годы директор школы им. Тукая).
Цели и задачи музея состояли в том, чтобы знакомить учителей с новинками педагогических и психологических наук, музей имел обширную библиотеку, образцы новейшего оборудования науки и практического материала…
При музее работали 17 комиссий: психология и педагогика, родного языка, начальной математики, естествознания, географии, истории, трудовой школы, сельского хозяйства, гигиены в начальной школе, борьбы с
алкоголизмом, законоведения и обществоведения, кооперации, внешкольного образования и др.
Музей обобщал опыт работы учителей 7-го учебного района Кубанской области и провел (с инспектором народных училищ этого района Чкония М.С.) два районных съезда учителей (12, 1914 год, и 8, 1915 год) с целью обсуждения постановки преподавания в начальной школе. Все лучшее, выявленное в практике работы школы района, получало рекомендации в жизнь.
Материалы о работе музея печатались и распространялись среди школ и учителей, особенное внимание уделялось созданию и печатанию каталогов рекомендательной литературы для чтения учащихся (из отчета о деятельности музея за 10.1914 – 10.1916 года)».