История моего города. Памятники архитектуры

« Назад

История моего города. Памятники архитектуры 21.07.2020 00:00

ИСТОРИЯ МОЕГО ГОРОДА.

Эпизод 15

   В нашем городе Кропоткин сохранилось несколько зданий начала ХХ века, которые изначально были жилыми домами для локомотивных бригад. Сейчас они – памятники архитектуры и градостроительства регионального значения.

  Именно проведение железнодорожного полотна через бывший пост Романовский в 1870-х годах и создание здесь железнодорожной станции поспособствовали развитию и росту нашего населенного пункта (сначала хутора Романовского, затем города Кропоткин). «Образовался поселок со значительным числом постоянных жителей: рабочих, служащих, торговцев. Но так как большинство из них жили в железнодорожных бараках и домах, а не в собственных, то они считались не имеющими оседлости» (М.Ф. Чередник «Возникновение и развитие города Кропоткина», 2014 г., стр.16).

  В начале ХХ века для железнодорожных служащих на станции Кавказская имелось уже порядка 30 жилых домов, в основном двухэтажных; кондукторским и паровозным бригадам для отдыха предоставлялось одноэтажное здание на 31 кровать, площадью 141,6 кв. сажен (примерно 645 кв. м), и одна комната, площадью 9.04 кв. сажен (примерно 41 кв. м), для машинистов (А.А. Пташник «История Кубани и Кропоткина», 2005 г., стр.138).

  О том, сколь важным объектом была для хутора Романовского железнодорожная станция Кавказская, можно судить по «Статистическим сведениям о хуторе Романовском Кавказского отдела Кубанской области» (ф. 460, оп. 2, д. 28 Государственного архива Краснодарского края – данные приведены в книге В.Н. Фоменко «Хутор Романовский – история образования», 2017 г., стр.74 – 75). Согласно этим данным, на начало 1912 года в хуторе проживало 30860 душ, которые были «исключительно русские». В железнодорожном депо трудились 2500 душ, вновь «исключительно русских»; для сравнения: на кирпичном и черепичном заводах работало 320 человек, на казенном № 3 водочном заводе – 245, на двух пивоваренных заводах – всего 50, на маслобойне – 20.

 …А дома, предназначавшиеся для локомотивных бригад, уже отпраздновали свои столетние юбилеи, и, глядя на них, будто ощущаешь преемственность времен.

На фото: дома жилые для локомотивных бригад начала ХХ века по ул. Железнодорожная, № 13/1 и

№ 16/1.

Слайд1

Слайд2


Телефон:
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!