В рамках Всероссийской акции «Ночь искусств-2021» в Городском краеведческом музее г. Кропоткина состоялась онлайн-выставка «Из истории искусственного света».
Первым искусственным источником света был костер. Этот стационарный источник согревал наших далеких предков и защищал от хищников, но за ним нужно было постоянно следить и подкармливать дровами. В то время, когда люди еще не научились разжигать огонь, потухший костер был катастрофой для них.
В качестве переносных источников света использовались факелы. Их конструкция менялась со временем: от простой головешки, вынутой из костра, до рукоятки, обмотанной паклей и пропитанной жиром, маслом или нефтью. Несмотря на то, что факел очень древнее изобретение, он применяется и поныне: его далекие потомки, работающие на газе, зажигают олимпийский огонь, а фальшфейеры и ракеты применяют для ночной маркировки и сигнализации военные, охотники и туристы.
Еще одно древнее изобретение – глиняная плошка с маслом или жиром, в котором плавает фитиль. Масло поднимается по фитилю и постепенно сгорает. Такими масляными лампами пользовались, начиная с эпохи палеолита. Света от них было мало, зато много копоти.
В третьем тысячелетии до нашей эры появились первые свечи – бруски из перетопленного твердого животного жира с фитилем внутри. В средние века в качестве материала для свечей применяли китовый жир и пчелиный воск, в настоящее время используется парафин. Примерно с 15 века свеча обретает привычные для нас очертания.
От одной свечки света мало. Поэтому используются канделябры. Они могут быть рассчитаны на 5-10-20 и более свечей. В замках и богатых имениях появляется специальный человек, который следит за освещением, снимает нагар при помощи специальных щипцов и меняет свечи.
В конце XVII века была сформирована люстра из свечей. На массивный металлический каркас крепилось множество подвесок из стекла или из природного камня. Вес такой люстры мог достигать порядка тонны. Чтобы зажечь в этой конструкции свечи, необходимо было прежде опустить люстру, а затем, уже с зажженными свечами поднять. Гасились свечи специальными металлическими колпачками, которые крепились на длинную рукоять.
Первые газовые фонари зажгли в 1807 году на одной из центральных улиц Лондона – Пэлл-Мэлл. И уже в 20-х годах 19 столетия улицы Лондона, общей протяженностью 215 миль, освещало целых сорок тысяч газовых фонарей. Сначала они собирали толпы зевак. Каждый вечер эти фонари зажигали вручную специальные люди – фонарщики. Кстати, эта должность была в некоторых странах выборной и весьма почетной.
Газовые фонари исправно несли свою службу по освещению улиц, но они безудержно коптили. Решением проблемы стало использование калильной сетки, которая состояла из тканевого мешочка, пропитанного раствором различных солей. При прокаливании ткань сгорала, оставляя тонкий след, ярко светящийся при нагревании под действием пламени.
31 июля 1853 года во Львове хирург Заорский провел операцию при свете керосиновой лампы. В ее резервуар заливали керосин, фитиль поднимали и опускали, регулируя яркость света, а пламя было закрыто стеклом. Врач, ранее работавший при свечах, был в полном восторге от яркого света нового изобретения. Новость опубликовали в газетах, и – керосиновые лампы обрели всемирную известность.
Ими пользовались в XIX – начале XX века, позже они применялись в качестве альтернативного источника освещения при отключении электроэнергии. Для керосиновых ламп отдельными мастерами удачно приспособлялись фарфоровые и стеклянные вазы. Большой популярностью пользовались лампы «летучая мышь» – устойчивые и не восприимчивые к ветру.
Но все же, к сожалению, использование открытого пламени нередко приводило к пожарам, порой целые городские кварталы выгорали от разбитой керосинки. Поэтому нам остается только порадоваться, что эти источники искусственного света сейчас – лишь экспонаты музеев.