АВИАЦИОННЫЙ ПУЛЕМЕТ СИСТЕМЫ БЕРЕЗИНА

« Назад

АВИАЦИОННЫЙ ПУЛЕМЕТ СИСТЕМЫ БЕРЕЗИНА 24.03.2020 12:00

Фонд Городского краеведческого музея благодаря нашему постоянному дарителю -  Алексею Викторовичу Водопьянову, пополнился экспонатом: учебным авиационным пулеметом системы Березина (БТ) калибра 12,7-мм.

Михаил Евгеньевич Березин родился 21 ноября 1906 года в деревне Гончарка Кирилловского уезда Вологодской губернии. В 1926 году Михаил Евгеньевич уезжает в Ленинград, устраивается чернорабочим и одновременно учится на рабфаке при Ленинградском политехническом институте. Летом 1934 года выпускник института, молодой инженер М.Е. Березин,  получает распределение на Тульский оружейный завод, где трудится вначале сменным мастером, а через некоторое время – инженером-конструктором. В 1935 году Михаила Евгеньевича переводят в конструкторское бюро ОКБ-14, где он, помимо основной работы, с группой единомышленников,  начал проектирование принципиально нового крупнокалиберного синхронного пулемета. Стоит отметить, что  создание этого грозного оружия, на первоначальном этапе являлось лишь увлечением, самодеятельностью молодых инженеров.

Первый пулемет системы Березина был изготовлен в октябре 1938 года. Заводские испытания показали надёжную работу его автоматики и хорошую живучесть. Однако, дальнейшие испытания показали, что, несмотря на все свои положительные качества, пулемет Березина имел некоторые серьезные недостатки. Выявились дефекты, связанные с недостаточной живучестью отдельных деталей автоматики, требовали устранения причины появления задержек в стрельбе. Работая над дальнейшим совершенствованием конструкции в целях ликвидации этих недостатков, М.Е. Березин сконструировал пулемет в трёх вариантах, в зависимости от места установки на самолете: турельный, крыльевой и синхронный.

13 апреля 1939 года Комитет Обороны принял постановление о производстве 12,7-миллиметрового пулемета системы Березина. Вес пулемета составлял 21,5 кг, темп стрельбы – от 800 до 1000 выстрелов в минуту. Пулемет без дополнительной смазки и чистки мог выпустить в среднем по 1500 патронов, что обеспечивало возможность совершения за день до 5-6 боевых вылетов, не снимая пулемета для обслуживания.

Первые два месяца войны выявили неэффективность 7,62-миллиметровых пулеметов при стрельбе по воздушным целям. Таким образом, крупнокалиберный пулемет Березина стал одним из основных видов авиационного стрелкового вооружения в годы Великой Отечественной войны. Турельный пулемет Березина устанавливался на бомбардировщиках и штурмовиках. Производство пулеметов системы Березина велось на Тульском оружейном, Ижевском машиностроительном заводах, так же на Ковровском оружейном заводе (опытная партия). В годы Великой Отечественной войны  было выпущено около 150 000 пулеметов.

Интересен факт, что пулеметы Березина использовались не только в небе, грозное оружие применялось при обороне Тулы, а также пулеметы устанавливали на специальные станки в кузове автомобиля ГАЗ и использовали как передвижные зенитные установки.

Михаил Евгеньевич Березин - дважды лауреат Сталинской премии, награждён орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Суворова II степени и орденом Кутузова I степени. Примечательно, что два последних ордена – это полководческие награды, их не могли заслужить ни красноармейцы, ни младшие офицеры и тем более гражданские лица. При этом доподлинно известно, что М.Е. Березин на фронте не воевал и крупными воинскими соединениями никогда не командовал. Высоких «генеральских» наград конструктор удостоен по ходатайству военных летчиков за создание эффективных образцов авиационного вооружения.

IMG_20200324_151322UBT


Телефон:
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!