
Установлен в 1995 году в память о мирных жителях, расстрелянных фашистами в период оккупации города.
В течение полугода (с 4 августа 1942 по 29 января 1943 года) гитлеровцы хозяйничали на нашей земле. «Новый порядок», установленный ими, это – расстрел за невыполнение любого из огромного перечня пункта поведения, за попытку разговора с посаженным за колючую проволоку родственником, за появление на улице без специального пропуска – «аусвайса»…
В период оккупации в городе стихийно возникла подпольная комсомольская организация. В подвале дома Анастасии Ивановны Зинич на машинке печатались листовки с призывами к населению вредить захватчикам кто чем может. Юноши и девушки расклеивали эти листовки по городу, распространяли в толпе на базаре. Фашисты с помощью предателей нашли юных патриотов. После жестоких пыток в гестапо в конце ноября 1942 года члены комсомольской подпольной организации Аня Учуваткина, Виктор Рожневский, Клава Садовская, Надя Тесля, Женя Тимченко, Николай Гайдар и Анастасия Ивановна Зинич (хозяйка дома, где печатали листовки) были расстреляны…
Гитлеровцы прилагали огромные усилия, чтобы восстановить городские промышленные предприятия. По наводке предателей они разыскивали в городе специалистов и под страхом смерти заставляли восстанавливать оборудование. Но рабочие и служащие делали все, чтобы не допустить ввод в строй предприятия – патриоты смело шли на саботаж. Лишь один пример: более десятка паровозов из-за выведенного из строя поворотного круга не смогли выйти на линию благодаря действиям Василия Жижко. 20 января 1943 года он, работая машинистом-планером, завалил в котлован поворотного круга паровоз. Схваченный гестаповцами мужественный патриот Родины был замучен.
В гестапо, которое фашисты разместили на улице Дугинец в здании Брюховецкого колледжа, беззащитные жертвы подвергались нечеловеческим пыткам, а потом их расстреливали на Казанской горе, на аэродроме, в колхозном саду, в лесу. Расстреливали вечером и рано утром, и жители города часто слышали душераздирающие крики. Наравне со взрослыми целыми партиями уничтожались дети, даже грудные…
За шесть месяцев оккупации захватчики разрушили 329 частных домов, 439 квартир – около 2 тыс. семей осталось без крова. Фашисты вывели из строя железнодорожный узел, паровозное и вагонное депо, поликлинику, больницу, банк, педучилище, клуб им. Халтурина, два кинотеатра, здания горисполкома, отделения дороги, военкомата, 14 учебных заведений, библиотеки. Гитлеровцы угнали из нашего города на каторжные работы в Германию тысячу молодых людей. На их счету 2 тысячи мирных жителей – расстрелянных, казненных, сожженных, замученных в застенках гестапо. В месте наиболее массовых расстрелов – на Казанской горе – было найдено более 770-ти трупов, среди которых женщины, старики, дети.
Источники:
1. Памятники города Кропоткина, Г.В. Горбунова, стр. 26-29, «ГГВ», г. Кропоткин, 2003.
2. Романовский хутор – город Кропоткин, КПО ККО РОИА, стр. 140
3. Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn/51/314051)
4. Возникновение и развитие города Кропоткина, М.Ф. Чередник, стр. 94-96, ООО «Кавказская типография», Кропоткин, 2014
5. Память, одетая в камень https://krop-zbs.ru/nashi-izdaniya/2024/11/61478/