Воздушный винт (пропеллер) – лопастный агрегат, вращаемый валом двигателя, создающий тягу в воздухе, необходимую для движения самолета. В музейной экспозиции «Кропоткин в годы военного лихолетья (1941 – 1945 гг.)» представлен винт самолета У-2. Этот экспонат позволяет немного приоткрыть героическую страницу военной истории – осветить участие изначально учебного самолета в воздушных сражениях.
…Первый полет самолет У-2, сконструированный Николаем Поликарповым, совершил 7 января 1928 года. Изготовлен он был из полотна, фанеры и деревянных брусков. Он оказался самой простой и дешевой в производстве машиной, предназначенной для учебных целей. Биплан с мотором воздушного охлаждения мощностью 100 лошадиных сил использовали в лесном и сельском хозяйстве, аэрофотосъемках, в качестве самолета связи. У-2 имел несколько модификаций, в том числе пассажирские, и выпускался серийно до 1935 года. Всего за это время было произведено более 33 тысяч данных самолетов, что делает его одним из самых массовых в истории.
Во время Великой Отечественной войны это воздушное судно стало легендарным. У-2 применяли в качестве разведчиков, самолетов связи и санитарной авиации. Благодаря тому, что самолет мог взлетать практически с любой площадки, его широко использовали для работы с партизанами. Многие бипланы были переделаны в легкий ночной бомбардировщик, который брал в полет до 300 кг бомб (по другим данным, до 350 кг, а в исключительных случаях и до 500 кг). Самолет отличался надежностью, был послушным и легким в управлении. После смерти конструктора Поликарпова, в 1944 году, У-2 переименовали в По-2.
На фронтах действовало несколько авиационных полков, вооруженных данными машинами. Они наносили бомбовые удары по ближним тылам противника и его переднему краю. Легкие бомбардировщики шли к цели на сверхмалой высоте или на малой скорости, что делало их до последнего момента невидимыми для средств ПВО. Бомбометание с малой высоты производилось с высокой точностью, несмотря на примитивные средства прицеливания и темное время суток. Зенитчики противника, стрелявшие с упреждением, из-за низкой скорости самолета, как правило, промахивались, а высокая маневренность биплана не позволяла немецким истребителям зайти ему в хвост.
Немцы прозвали неуловимые У-2/По-2 «кофемолка», «швейная машина», а также «русс-фанер». «Данные самолеты не дают нам жить – мы не можем разжечь огонь ни в маленьком костре, ни в печке – экипажи У-2 сразу обнаруживают их и сбрасывают бомбы. Они находят нас постоянно, из-за этого мы всю ночь вынуждены сидеть в траншеях, для того чтобы избежать лишних потерь», – писал ветеран Вермахта.
Ночные бомбардировщики приступали к своей работе в сумерках. На малой высоте перелетали со своих баз на маленькие аэродромы подскока, расположенные практически у самой линии фронта. Здесь на самолеты загружалось вооружение, и они поднимались в ночное небо, для того чтобы нанести бомбовые удары по немецким позициям. Близость аэродромов подскока к фронту позволяла в течение ночи произвести несколько боевых вылетов. Известны случаи, когда У-2/По-2 взлетали за ночь до 10 раз. Если умножить данное число на максимальную бомбовую нагрузку, получится, что маленький, тихоходный биплан за ночь мог сбросить на немецкие позиции больше бомб, чем тяжелый бомбардировщик.
Об интенсивности использования данных самолетов во время войны может свидетельствовать пример штурмана И.А. Щедрина из 596-го НБАП (ночного бомбардировочного авиаполка), который сделал на Сталинградском фронте 4 сотни боевых вылетов.
Среди полков и эскадрилий, вооруженных У-2/По-2, особое место занимал 46-й Гвардейский Таманский НБАП, полностью укомплектованный женщинами-пилотами. Это – знаменитые «Ночные ведьмы». Подразделение было сформировано в октябре 1941 года. Максимальная численность У-2 в полку составляла 45 машин; на конец войны их осталось 36. За ночь они делали несколько вылетов (от 6-8 летом до 10-12 зимой), с 150-200 килограммами бомбового груза за один раз. До августа 1943 года летчицы не брали с собой парашюты – вместо них они брали еще 20 килограммов бомб. В общей сложности «Ночные ведьмы» совершили порядка 24 тысяч боевых вылетов, сбросили почти три миллиона килограммов бомб. Во время войны погибли 32 летчицы. 23 летчицам, воевавшим на самолете У-2, было присвоено звание Герой Советского Союза.
Легендарный самолет снимался в нескольких фильмах: «Небесный тихоход», «И ты увидишь небо», «В небе «Ночные ведьмы», «Если завтра война», «Пилоты», «Ночные ласточки» и, конечно же, «В бой идут одни старики».