В освобожденном городе Кропоткин с началом нового 1943-1944 учебного года открыли двери общеобразовательные школы в приспособленных помещениях. Помещения отапливались плохо, стулья ученики приносили с собой, так как школьную мебель уничтожили фашисты. Не хватало учебников, не было бумаги и тетрадей, писали на клочках газетной бумаги, на бумаге оберточной. Занятия проводились в три смены: школы открывались в 7 утра и закрывались в 22 часа. Не смотря на все трудности, мальчишки и девчонки шли на занятия с огромным желанием…
В фондах нашего музея хранится фото разрушенной во время оккупации школы № 45 им. Желябова (впоследствии школа № 45 им. Дугинец и ныне лицей № 45 им. академика С.П. Королева). «Школьные парты, скамейки, другую мебель фашисты использовали на топку печей, разжигали костры во дворе, а при отступлении здание подорвали, – это строки о школе № 45 из книги краеведа, гвардии полковника А.А. Пташника «История Кубани и Кропоткина», 2005 г. – После освобождения города от фашистских захватчиков началось проведение занятий в полуразрушенных зданиях… Наглядные пособия, физические приборы делались самими учащимися под руководством учителей» (стр.429 – 430).
На другом фото 1945 года из фондов музея запечатлены учащиеся 7-го класса школы № 1 им. Белинского (ныне СОШ № 1 им. С. Целых). После освобождения города от захватчиков в этой школе с февраля по июнь 1943 года находился госпиталь № 376, однако в сентябре 1943 года здесь начались занятия.
Первый после изгнания фашистов из города выпуск, получивших среднее образование, состоялся в 1944 году в школах №1 имени Белинского, № 45 им. Желябова и № 44 им. Луначарского (ныне им. П.Г. Поветкина).