
С образованием второй оборонительной линии по реке Лабе в 1844 (по другим источникам 1849) году крепость Кавказская утратила свое значение и была упразднена, а вместе с ней упразднили посты и пикеты, расположенные по берегу реки Кубани, в том числе и Пост у Горелого Дуба (пост Романовский). В 1864 году на Кубани была открыта нефть в районе Майкопа в станице Ильинской (Кубанский сборник, 1891, т.2, с.13). Дальновидные люди просили у правительства разрешения на изыскание и постройку железных дорог, которые бы соединили Центральную Россию с Кавказом. Разрешение правительство дало уже в 1860-е годы.
Один из авторов проекта железной дороги Ростов-Владикавказ наместник Кавказа брат царя Михаил Николаевич 7 января 1869 года писал императору Александру II, что «одни победы оружия…, одно участие русского войска и русских чиновников не в состоянии в близком будущем довершить задачу обрусения Кавказа. Оно может свершиться лишь посредством участия русской цивилизации, русских капиталов и русской промышленности, но для привлечения их в здешний край… нужно сократить расстояния, отделяющие Кавказ от центра России, а это возможно только посредством сооружения железнодорожных путей». 15 июня 1872 года был утвержден Устав дороги и главное направление железнодорожной линии: Ростов – бывший пост Романовский и далее по долинам рек Кубани, Кумы, Молоки, Терека и до Владикавказа. Железнодорожная станция, намеченная к постройке у бывшего поста Романовского, между станицами Кавказская и Казанская на землях Кавказского станичного юрта, получила название Кавказской.